Кафедра госпитальной хирургии ЮУГМУ

Постинфарктная недостаточность митрального клапана

    Среди различных форм поражения митрального клапана и подклапанных структур особое место занимает его постинфарктная недостаточность. Клинически эта патология представляет собой синдром, обусловленный нарушением функции клапанного аппарата и подклапанных структур ишемического генеза или перенесенным инфарктом миокарда и некрозом сосочковой мышцы.

    Частота

    Различной степени выраженности недостаточность митрального клапана проявляется как в острой фазе инфаркта миокарда, так и в постинфарктном периоде у 20% больных [Тере N., Edmunds L., 1985].

    Прижизненный диагноз разрыва сосочковой мышцы после инфаркта миокарда впервые установил S. Davison в 1948 г.

    Выделяют три формы митральной регургитации:

    1. развившаяся в результате дисфункции сосочковой мышцы (без ее разрыва) [Burch G., 1968];
    2. вызванная разрывом сосочковой мышцы;
    3. возникшая в результате дилатации фиброзного кольца.

    Патоморфология

    Инфаркт миокарда, локализующийся по задней стенке левого желудочка, часто приводит к некрозу задневнутренней сосочковой мышцы. Поскольку правый тип коронарного кровоснабжения доминирует примерно у 70—80% людей, то заднебазальный инфаркт с повреждением задней сосочковой мышцы возникает чаще при поражении правой венечной артерии (рис. 5.51).

    Выделяют две формы поражения сосочковой мышцы:

    1. некроз или фиброз без разрыва мышцы;
    2. некроз или фиброз с ее разрывом.

    Кроме того, в зависимости от локализации W. Roberts (1980) выделяет два типа поражения сосочковой мышцы:

    1. только с вовлечением дистальной (апикальной) части мышцы;
    2. с диффузно-очаговым поражением всей мышцы.
    Эти типы поражения сосочковых мышц, протекая без разрывов, часто приводят к различной по тяжести течения острой сердечной недостаточности. В табл. 5.9. представлены анатомические формы поражения сосочковых мышц при ИБС.

    Патогенез недостаточности митрального клапана или дисфункции сосочковой мышцы

    Появление митральной регургитации связано не только с поражением сосочковой мышцы, но и с нарушением подвижности свободной стенки левого желудочка.

    Дисфункция сосочковой мышцы проявляется при разрыве тела, отрыве головок или хорд. Чаще всего митральная регургитация особенно выражена при сочетании повреждения сосочковой мышцы с дилатацией фиброзного кольца.

    Клиника и диагностика

    Разрыв сосочковой мышцы чаще всего происходит в течение первых дней острого инфаркта миокарда, в среднем на 4-е сутки [Sanders R. et al., 1957]. В большинстве случаев митральная регургитация связана с локализацией инфаркта в области задней стенки и с поражением задней мышцы, реже — с инфарктом передней стенки и соответственно с поражением передней мышцы.

    Клинические проявления постинфарктной недостаточности митрального клапана можно разделить на три формы:

    1. стабильная —через 10—14 дней от начала инфаркта выслушивается слабый систолический шум митральной недостаточности, не сопровождающийся гемодинамическими расстройствами;
    2. медленно прогрессирующая, развивающаяся в различные сроки инфаркта миокарда и проявляющаяся признаками сердечной недостаточности;
    3. злокачественная, характеризующаяся внезапным острым началом, тяжелой сердечной недостаточностью, отеком легких, нередко заканчивающаяся кардиогенным шоком и смертью больного.

    Основные клинические проявления недостаточности митрального клапана: систолический шум над верхушкой сердца, влажные хрипы в легких, отек легких и симптомы развивающегося кардиогенного шока.

    Регистрирующийся над сердцем пансистолический шум типа crescendo — decrescendo может проводиться к основанию шеи, что свидетельствует о дисфункции передней створки, или в подмышечную область вплоть до лопатки, что указывает на поражение задней створки [Tommaso С, Lesch M., 1980].

    На ЭКГ выявляются характерные для острого инфаркта миокарда изменения, причем инфаркт может быть как трансмуральным, так и очаговым. Часто на ЭКГ видны признаки перегрузки левого предсердия.

    Эхокардиография является основным методом диагностики митральной регургитации и дифференциаль-, ной диагностики причин сердечной недостаточности при остром инфаркте миокарда. Она позволяет выявить изменение объема левых камер сердца, рассчитать показатели сократимости миокарда.

    В период систолы створка митрального клапана пролабирует в левое предсердие; в период диастолы ее движения направлены в сторону, противоположную движениям здоровой створки. Полость левого предсердия обычно не увеличена. Секторное ультразвуковое сканирование позволяет выявить нарушенную структуру сосочковой мышцы. Во время диастолы пораженная створка западает в полость левого желудочка, во время систолы — в полость левого предсердия. Благодаря этому методу исследования можно констатировать нарушения регионарной и общей сократимости, а использование метода доплерографии дает возможность количественно оценить поток регургитации. Рентгенологическое исследование выявляет увеличение размеров сердца в основном за счет левого желудочка и различной степени выраженности застойные явления в малом круге кровообращения вплоть до картины, характерной для отека легких.

    Левая вентрикулография позволяет количественно определить объем регургитации крови в левое предсердие и дать точную оценку регионарной и общей контрактильной функции левого желудочка.

    Коронарография выявляет атеросклеротическое поражение венечных артерий и состояние дистальных отделов сосудов, что позволяет судить о необходимости и возможности реваскуляризирующих вмешательств. У 70% больных с острой постинфарктной недостаточностью митрального клапана отмечены окклюзия или резкий стеноз правой коронарной артерии на фоне атеросклеротического поражения других коронарных артерий.

    Течение болезни зависит от двух основных факторов, которые ведут к развитию тяжелой недостаточности кровообращения.

    1. выраженности митральной регургитации;
    2. 2) массы пораженного инфарктом миокарда и компенсаторных возможностей жизнеспособной части левого желудочка.
    Масса пораженного миокарда у этих больных может составлять 1—50% от массы левого желудочка [Wei J. et al., 1979]. Прогноз жизни больного со значительным поражением миокарда, превышающим 40% от массы левого желудочка, уже сам по себе не зависит от наличия недостаточности митрального клапана, а определяется кардиогенным шоком, приводящим больного к быстрой смерти. У остальной части больных целесообразно выделить два варианта течения: острое и хроническое. При остром течении болезни возникает необходимость в быстрой хирургической коррекции порока. При хроническом течении возможно поддержание гемодинамики и предупреждение развития сердечной недостаточности с помощью лекарственной терапии, не исключающей замещение клапана в плановом порядке.

    Хирургическое лечение

    Первая успешная операция была выполнена W. Austen и соавт. в 1965 г.

    Основными показаниями к операции являются тяжелая недостаточность митрального клапана и стено-зирующий атеросклероз коронарных артерий, а также сопутствующие механические поражения левого желудочка— постинфарктный ДМЖП и постинфарктная аневризма сердца.

    Операция противопоказана в том случае, если нет условий для реваскуляризации пораженных коронарных артерий и имеется значительное рубцовое замещение массы миокарда левого желудочка.

    Техника операции

    Замещение митрального клапана протезом проводится по принципам протезирования митрального клапана у больных с ревматическим пороком сердца. Отличие заключается в отсутствии выраженного фиброза митрального кольца и малых размерах левого предсердия, что обусловливает трудности в подшивании протеза. У ряда больных с наличием аневризмы сердца доступ к митральному клапану осуществляется через полость левого желудочка после иссечения аневризмы.

    Предпочтение отдается механическим протезам, а биологические клапаны используются редко. Ряд хирургов предпочитают выполнять пластические операции, которые дают меньший процент тромбоэмболии [Kay J. et al., 1980].

    Послеоперационная летальность зависит от исходного состояния больных и сроков, прошедших от начала острого инфаркта миокарда. При хронической постинфарктной недостаточности митрального клапана летальность после операции достигает 8,5%, а при острой недостаточности, сопровождающейся декомпенсацией кровообращения,— 25% [Najafi H. et al., 1980].

    Летальность среди больных, оперированных на фоне кардиогенного шока, составляет 60% [Тере N., Edmunds L., 1985].

    Процент выживаемости больных в отдаленные сроки в значительной степени зависит от выполнения реваскуляризации миокарда, которая улучшает прогноз. При пластических хирургических вмешательствах на клапане в сочетании с аортокоронарным шунтированием показатель выживаемости к 7-му году составляет 81% [Kay J. et al., 1980]. При замещении клапана протезом отдаленные показатели выживаемости оказались в 2 раза хуже.

    Необходимо отметить, что при естественном течении постинфарктной недостаточности митрального клапана летальность к 5-му году составляет 90%. Это позволяет считать хирургическое лечение постинфарктной недостаточности митрального клапана в сочетании с аортокоронарным шунтированием лучшим методом.


    Читайте также: